Тепловоз — автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого через силовую передачу передаётся на колёсные пары.
Основная сложность при создании тепловоза заключалась в его неработоспособности при непосредственном соединении вала дизеля с колёсными парами из-за несоответствия скоростной характеристики дизеля и тяговой характеристики локомотива. Зависимость силы тяги от скорости движения является основной характеристикой тепловоза и называется тяговой характеристикой.
Дизельный двигатель тепловоза преобразует химическую энергию сгорания жидкого топлива или горючего газа (ТЭ4) в механическую энергию вращения коленчатого вала, от которого момент вращения, преобразуясь тяговой передачей, передаётся ведущим колёсным парам.
Тепловозы относятся к мощным видам техники, оснащены дизельными силовыми установками и требуют для работы большого количества горючего. Оптовая закупка солярки является самым простым способом обеспечения техники необходимым запасом топлива, способствует сокращению временных затрат и экономии финансовых средств.
Основные особенности двигателя тепловоза:
-
Кратность тактов двигателя (однотактный, двухтактный, четырехтактный).
-
Однорядный вертикальный или двухрядный.
-
Двигатель с противоположным движением поршней.
Эффективность работы любого из вышеперечисленных типов двигателя напрямую зависит не только от применения системы охлаждения, но и от качества топлива.
Дизельное топливо для тепловозов, в соответствии с требованием действующих ГОСТ, должно сгорать полностью и не приводить к образованию сажи, обеспечивать запуск двигателя при любой погоде и исключать дымовые выхлопы. Качественное тепловозное топливо обеспечивает стабильную работу силового агрегата, не приводит к коррозии емкостей и образованию в камере сгорании различных отложений.
От качества топлива зависят многие характеристики бесперебойной работы двигателя тепловоза. При низком классе топлива гарантирован быстрый износ двигателя и низкий коэффициент полезного действия, а, следовательно, и эксплуатационные показатели локомотива.
Существует ряд присадок, которые обеспечивают устранение некоторых недостатков дизельного топлива. Присадка антисернистая НП-111 добавленная в топливо количеством 0,7% от объема диз. топлива. Наличие этой присадки даст снижение износа элементов ЦПГ, также значительно уменьшится образование нагара и увеличится срок службы поршневых колец. Но следует отметить, что эту присадку следует применять если двигатель тепловоза работает под постоянной нагрузкой, иначе ее применение окажиться малоэффективным.
Также есть ряд присадок, повышающие цетановое число. Вот некоторые из них: перекись ацетона, хлорпикрин, этилнитрат, перекись ацетила и прочие. Чтобы снизить температуру застывания и обеспечить хорошие пусковые качества топлива иногда добавляют этиловый эфир.