Дизельное топливо – материал, склонный воспламеняться при нагрузках. При транспортировке необходимо максимально снизить риск нанесения серьезного ущерба здоровью людей и окружающей среде. Именно поэтому для перевозки используется специальный транспорт и устанавливаются жесткие правила контроля температуры.
Температурные свойства дизельного топлива
Дизельное топливо - жидкий светлый нефтепродукт с низкой температурой вспышки (до 60°C), взрывоопасный при концентрации в воздухе 2-3%. Классифицируется как вещество 3 класса опасности.
Для правильной транспортировки важны параметры температуры воспламенения, вспышки, застывания, фильтрации. По ГОСТу при температуре выше 60°С топливо становится опасным для перевозки. Также температурные требования к перевозке дизеля установлены в правилах ДОПОГ.
По температурным характеристикам выделяют сорта и классы дизеля Каждый показатель имеет нормативное значение, закрепленное ГОСТом. Тепловые диапазоны устанавливают возможность использования топлива в конкретном регионе при конкретных климатических условиях.
Температура вспышки различается в зависимости от вида топлива:
- ГОСТ 305-2013: выше 40°С - для летнего и межсезонного ДТ, выше 30°С для зимнего ДТ;
- ДТ для тепловозов и судов ДВС, газовых турбин: выше 62°С – для летнего и выше 35°С для зимнего.
Также обращают внимание на температуру застывания дизельного топлива. Летнее застывает при –10 °С, зимнее - при - 20 °С, а арктическое - при –50 °С. Застывшее топливо малопригодно к использованию, поскольку в веществе образуются кристаллы.
Температура фильтрации показывает способность топлива проходить через фильтры и осуществлять свою функцию полноценно. Официальное определение звучит так: это самая высокая температура, при которой данный объём топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определённого времени.
Для зимнего и арктического топлива выделяют классы по предельному показателю:
- 0: - 20°С;
- 1: - 26°С;
- 2: - 32°С;
- 3: - 38°С;
- 4: - 44°С;
- 5: - 48°С;
- 6: - 52°С.
Летнее и межсезонное топливо распределяется по сортам: А (+5 °С), B (0 °С), C (–5 °С), D (–10 °С) и т.д. Знание температуры фильтрации позволяет правильно транспортировать дизель и избежать ухудшения его эксплуатационных свойств.
Общие правила
Правила перевозки нефтепродукта установлены ГОСТом 1510-85, а основные характеристики дизеля – ГОСТом 305-82. Транспортировка материала связана с риском взрыва, возгорания, поэтому предъявляются особые требования к автоцистернам, маркировке, упаковку и процедуре перевозки дизтоплива.
Для соблюдения температурного режима используют специальную тару из прочного пластика, стали, алюминиевого сплава с защитным антистатическим внутренним слоем, с плотно завинчивающейся крышкой и прокладкой, обеспечивающей герметичность упаковки. Пластиковые цистерны более легкие, но их эксплуатация возможна в диапазоне от – 30 до +50°С.
Основные требования закона:
- окрашивание цистерн в яркие цвета: желтый, красный;
- наличие крупной надписи «ОГНЕОПАСНО», указания на марку перевозимого вещества, его массу;
- при больших объемах требуются дополнительные документы: маршрутный лист, бланки о квалификации водителя;
- обязательное оснащение машин средствами для тушения огня.
Каждый водитель проходит строгий инструктаж о перевозке дизельного топлива. Несоблюдение требований может привести к возникновению аварийных ситуаций, возгоранию топлива и человеческим жертвам.
Технически исправная и оснащенная по всем правилам автоцистерна снижает риск аварийной ситуации на дороге. Все виды перевозок дизеля должны осуществляться с полным соблюдением режимов, мер контроля и техники безопасности, что сделает доставку надежной и сохранной.